В Ростове общественники убедились в необходимости частичного демонтажа мозаики на время капремонта подземных переходов
Фото: В Ростове общественники убедились в необходимости частичного демонтажа мозаики во время капремонта подземных переходов // фото пресс-службы администрации Ростова
В Ростове представители власти и проектировщика провели первую выездную встречу с общественниками. В подземном переходе на пересечении ул. Большой Садовой и пр. Ворошиловского обсудили детали будущей реставрации.
На встречу пригласили представителей власти, проектировочной организации, общественников и журналистов. Непосредственно на месте будущих работ проектировщик ответил на ряд вопросов участников. Перед этим замдиректора проектной организации «Реставрация» Виталий Бурдасов наглядно показал какая плитка, в каких конкретно местах и каким способом будет демонтирована, а затем восстановлена.
“Общественники согласились с нами в том, что демонтаж плиток в местах протечек производить необходимо. Нам предстоит произвести гидроизоляцию швов и выполнить армирующий деформационный слой. Но ранее у общественников возникли дискуссии о необходимости восстановить внешний облик перехода, который существовал в 80-е годы, воссоздав атмосферу того времени. Сейчас их мнение поменялось. Предлагается оставить все как есть, используя методы консервации”, — сказал Виталий Бурдасов.
Конкретно в подземном переходе на пересечении ул. Большой Садовой и пр. Ворошиловского площадь демонтажа составит чуть более 10 квадратных метров. По мнению реставратора Марины Яблонской, реставрация мозаичных панно необходима только на пострадавших от времени участках.
“Самые проблемные места - те, где предполагается гидроизоляция. Работа с мозаикой предполагается именно там. В данных местах происходит деформация участков мозаичного панно, поэтому их нужно будет снимать”, - утончила эксперт.
Как отметил директор департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова Денис Водопьянов, после осмотра мозаичных панно каких-либо возражений о необходимости реставрации у собравшихся не возникло. Он подчеркнул, что необходимо привести в порядок переходы, капитально их отремонтировав, при этом сохранив мозаику.
“Проектировщик взял на себя обязательство до конца следующей недели проработать и предоставить на рассмотрение возможность сохранения локальных участков без демонтажа. В целом по этому объекту нам удалось приблизиться к компромиссу. Возникли дополнительные вопросы, связанные с воссозданием исторического облика полов и стен, на которых не располагается мозаика. Это фоновая серая плитка, которая была уложена недавно. Прозвучало предложение оставить их как есть”, - сказал Денис Водопьянов.
Также он добавил, что это предложение дополнительно обсудят с комитетом по охране объектов культурного наследия на следующей неделе.
Подобные встречи также пройдут в остальных трех переходах с мозаиками. На встрече подробно рассказали и о методах восстановление гидроизоляции подземных пешеходных переходов. Речь идет о тех местах, где есть трещины и просачивается вода. При выборе способа работ рассматривались два варианта: снаружи и изнутри.
При первом придется вести земляные работы на поверхности, вводить запрет на движение транспорта на основных магистралях. А также перекладывать инженерные сети, проводить археологические работы, поскольку все переходы находятся в охранных зонах смежных памятников археологии. Это, в свою очередь, значительно увеличивает сроки производства и стоимость капремонта.
Второй способ называется «инъецирование». Он предполагает восстановление гидроизоляции в местах протечек и отслоения плитки внутри подземных переходов. При таком варианте необходимо частично демонтировать мозаичные панно. На нем и остановился проектировщик, поскольку это современный подход: он оптимальнее, технологичнее и экономически более целесообразный.
Этот вопрос станет предметом обсуждения во время второй встречи общественников с подрядчиком.