Школа вопреки: как особенные дети Ростова получают обычное образование
У ростовских детей с ограниченными возможностями здоровья может появиться шанс на получение образования в обычной школе.
Об инклюзивном образовании в Ростовской области сейчас говорится много, но конкретных удачных примеров эффективных моделей инклюзии на практике пока единицы. С осени 2015 года в Ростове реализуется необычный проект, инициаторами которого выступили родители детей с аутизмом и ДЦП.
«Мы нашли школу № 81, которая была подготовлена по государственной программе «Доступная среда», и предложили ей сотрудничество. Руководство согласилось. Нам выделили кабинет, который мы с помощью волонтеров и благотворителей оборудовали для обучения», - рассказала организатор проекта «Ресурсный класс» и по совместительству мама одного из учеников Ксения Берковская.
Первые шесть учеников особенного класса сели за парты в октябре 2015-го. Сначала уроки были совсем короткими, дети привыкали к школьной обстановке. Затем перешли на пятидневку с четырьмя уроками - с 9.00 до 12.30. Отличий от обычного класса немного. Прежде всего, рядом с каждым учеником здесь находится сопровождающий (тьютор), который помогает сконцентрироваться. Кроме того, в ресурсном классе есть зона сенсорной разгрузки — ученики могут попрыгать на батуте или полежать на матрасе после продолжительной концентрации внимания. В остальном общешкольной программе стараются соответствовать. Ведь цель проекта - максимально социализировать детей и подготовить их к обучению в регулярных, обычных классах.
«И успех у нас в этом направлении большой, - радуется Ксения Берковская. - С марта этого года наши дети будут уже посещать регулярные классы в том объеме, в котором смогут».
Прогресс в развитии, считает педколлектив школы, стал возможным именно благодаря взаимодействию с «обычными» сверстниками. Кстати, эффективным общение было для обеих сторон.
«Ученики нашей школы настолько откликнулись, они были настолько доброжелательными, что у каждого ребенка из ресурсного класса появилось по несколько друзей из регулярных классов. В Новый год они дарили друг другу подарки. Также хочется отметить, что это своего рода воспитательный момент для обычных детей: они таким образом учатся доброте, толерантности, взаимопомощи», - подчеркнула директор школы № 81 Татьяна Корнилова.
Теперь в такой класс мечтают попасть многие родители особых детей. Ксения Берковская признается, что получает в неделю до четырех звонков с просьбами принять новых учеников в проект. Однако пока проект не получит государственной поддержки, трудно говорить о его расширении и включении новых учеников.
Проект, несмотря на успехи, по-прежнему существует исключительно за счет благотворителей. Между тем только на ежемесячную зарплату требуется порядка 180 тысяч рублей, и это - минимум. Школа и хотела бы дать больше, но пока возможностей не достаточно.
«Образовательные программы для детей с аутизмом, ДЦП еще не обозначены в нормативах и мы не можем их финансировать. В противном случае, если школа начнет оказывать поддержку, то просто к нам придет проверка и зафиксирует нецелевое использование бюджетных средств. Мы планируем выступить с докладом об успехах нашего проекта и вынести этот вопрос на региональное рассмотрение», - пояснила Татьяна Корнилова.
На основе всех наработок педагоги и волонтеры намерены создать отдельную программу, которую можно было бы тиражировать в других школах, причем по всей Ростовской области. Программу также планируется представить на региональном уровне, причем совсем скоро — уже в марте.
«У наших детей есть прогресс в развитии и социализации, - подводит итог Ксения Берковская, - и этот факт вселяет в нас оптимизм».
Для справки: "Ресурсный класс" - это совместный проект АНО "Центр помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья "Содействие" и общеобразовательной школы № 81. В классе обучаются дети страдающие аутизмом, ДЦП и алалией.