Аллегории войны на театральных подмостках – рецензия на спектакль «Кориолан»
Что такое смелость: бесстрашие или отчаяние? Именно этот риторический вопрос стал основным лейтмотивом спектакля, поставленного в рамках проектав Ростовском драматическом театре совместно с Союзом театров Европы и Государственным академическим Малым театром России при поддержке Министерства культуры России в рамках программ международного культурного обмена «Креативная Европа» Европейского союза и «Зоны конфликтов» Союза театров Европы.
Десять дней сценографы и режиссеры из Афин (National Theatre of Greece), Салоников (National Theatre of Northern Greece), Португалии (Teatro Nacional São João) и Рима (Teatro di Roma), а также актеры Малого театра и Ростовского академического театра драмы им. М. Горького из пьесы о доблестном воине собирали историю, которая бы показала бессмысленность любых битв.
Шекспировский сюжет злободневен в любые времена: людьми движут те же желания и амбиции. Народ всегда чем-то недоволен, а неконтролируемая толпа и людской гнев – опасны, даже жестоки.
Создатели интерактивного спектакля задействовали несколько помещений театра и, заставив зрителей следовать за актерами, выстроили события в определенный круг. Так весь человеческий путь героев (да и зрителей) представляется как лабиринт, по которому люди ходят всю жизнь в полубессознательном состоянии, кружась по одному и тому же месту.
Главному герою по имени Марций Кориолан (Евгений Сорокин), находящемуся в постоянном внутреннем конфликте собственной личности и матерью, просто необходимо находить способы взаимодействия со своими полными противоположностями, проявляющимися на всем его жизненном пути. Его тревожат вопросы, которые актуальны и сегодня для многих: Как именно противостоять толпе. Какой должна быть в полной мере ответственность государства перед гражданином. Что делать с чувством бессилия перед несправедливостью.
Кориолан ненавидим своим народом, он становится жертвой людской молвы. Режиссеры намеренно делают двух трибунов – женщинами (Екатерина Васильева, Алена Гудкова), опуская шекспировскую интригу на уровень сплетни.
А тут еще и мать (Дарья Новосельцева), оказывается с наклонностями садиста, то оправдывая сына, когда он обрывает у бабочки крылья, то выхватывая розовый чупа-чупс из руки девушки - сна первых эротических фантазий еще маленького мальчика Марция. Так до конца и не ясно, сможет ли она пожалеть сына или потребует самоотречения ради сомнительных идей и ложных надуманных правил?
Но ему, регулярно рискующему своей жизнью, кажутся низменными претензии бедняков, то вымаливающих, то требующих хлеба. Кориолан, в данном сценическом воплощении, это человек с выбором осознанного страдания. Результат этого выбора должен соответствовать тому, что он знает о себе, а не тому, что от него хотят или ждут окружающие. Что в итоге и приводит его к собственной гибели… Пусть и от рук презираемого им народа.
При этом создатели спектакля, пользуясь минимальными выразительными средствами, пытаются донести, что эту историю нельзя однозначно привязать ко времени или определенному континенту. В костюмах с легкостью калейдоскопа смешиваются шотландский берет и китель майора советской армии, длинные кружевные юбки и кожаные плащи с солдатскими сапогами.
Но по факту оказывается, что вольно или невольно, основной всплывает именно тема советской армии и Великой Отечественной войны. Форма главного героя, красные флаги и флажки, песня «Катюша» и намек на послевоенные однополые танцевальные пары, получившие тогда же название «Шерочка с Машерочкой». Последнее, как известно, было следствием отсутствия мужчин, погибших на поле боя, а вовсе не модным нынче трендом манифистации различных извращений.
Собственно последнее и задело художественного руководителя театра им. М. Горького Александра Пудина, судя по всему, полностью доверившегося бренду Малого театра и чувству такта руководителя мастер-классов, художественного руководителя театра Буландра (Бухарест, Румыния) Александру Дарие. Однако я склонна надеяться в то, что произошедшее – следствие разницы менталитетов. Молодым людям с других стран и континентов приходилось узнавать нашу страну по фотографиям и кусочкам кинохроники, и трактовать в силу своего разумения. Иначе все выглядело бы как циничная насмешка, абсолютно необъяснимая с точки общечеловеческой морали. Тем более, если учитывать, что сам румынский театральный деятель приехал в Ростов именно по приглашению Пудина.
Поэтому предлагаю остановиться на том, что десяти дней для создания спектакля с таким сложным литературным материалом («Кориолан» крайне редко ставится на театральных сценах) участникам просто не хватило. Проект «Young Theatre Master class» прошел только второй раз, и – первый на сцене не столичного театра. Опыт совместного созидания, вне зависимости от полученного результата, однозначно пополнит багаж всех участников процесса и даст им толчок в творческом развитии.
Больше фотографий со спектакля смотрите в нашем фототчете.