«Очень страшно, но идти некуда». Ростовчане стали заложниками обрушившегося дома
«Еще немного кирпичей выпадет, и будет у меня дополнительное окно. В небо», - говорит Ирина Мастерова.
Ее квартира на четвертом этаже старинного здания по Социалистической, 128 вечером 6 сентября оказалась в эпицентре событий. Огромная трещина у кровли, с которой квартира Ирины сосуществует уже несколько лет, вчера решила добраться до земли; дом частично обрушился.
В момент ЧП Ирины и ее внучки, инвалида детства, не было дома. Соседка снизу, Лидия Кирилловна, в пятом часу как раз пришла домой с работы и застала все светопреставление от начала до конца.
«И я пришла с работы, и внуки были дома, когда оно все рухнуло. Потом приехало МЧС, сказало, срочно эвакуируйтесь, - рассказывает она корреспонденту 1rnd.ru. - Пошел дождь, мы вышли и сидели под балконом почти до десяти вечера. Внуки уроки не сделали, были очень рады».
Помимо МЧС, дождливым вечером среды ростовчан посетили чиновники. После короткой беседы произошло невероятное: жильцам трещащего по швам здания разрешили вернуться в квартиры.
«Сакеллариус (замглавы администрации Ростова по вопросам ЖКХ — уточнение 1rnd.ru) вчера сказал, что ничего, он не упадет, идите в квартиры, - вспоминает Ирина Мастерова. - А еще нам сказали, что нас некуда переселять, все занято из-за пожара. Да я бы, если честно, и не пошла никуда. Ночевали в другой комнате, подальше от опасной стороны».
Момент, когда дом пошел трещинами, жильцы описывают довольно скупо. Все живы, никто не пострадал. Намного главнее для людей, что будет дальше. Пока расселять их не собираются, хотя очевидно, что это опасно.
«Очень страшно, но идти некуда», - признается одна из жительниц дома.
«Мой балкон вот так накроет, и балка тоже уйдет, не выдержит. И вот это все - опа! И тем, кто на первом этаже живет — переучет», - эмоционально воссоздает худший сценарий жилец квартиры на втором этаже. Именно на его балкон рушится здание. Мужчина что-то прихлебывает из непрозрачного пластикового пакета и закусывает кетчупом.
«Мы в воздухе болтаемся, никому не нужны», - передает Ирина ощущения жильцов. У этого дома нет ни ТСЖ, ни УК — никто не захотел принимать на обслуживание явно проблемный объект. С ресурсниками ростовчане рассчитываются напрямую, все ремонты делают тоже за свой счет.
И почти у всех - тома переписки с властями и разного рода инстанциями. Мастерова показывает фотографии, приложенные к протоколу обследования ее квартиры от июля 2014 года. Уже тогда в одной из комнат была дыра, в которую рука проходила по локоть. У соседки снизу тоже несколько папок писем.
Лидия Кирилловна рассказывает, что этот дом был построен в 1895 году. Но — как двухэтажка: еще два этажа надстроили в 30-е годы ХХ века. У нижней части здания — деревянные перекрытия. Уже в конце прошлого столетия дом давал знать, что с ним не все в порядке. Первый акт о признании аварийным датирован 2001 годом. В 2011-м — новый акт.
«Но мы когда уже собирали документы, представляли, нам говорили, что эти акты недействительны», - продолжает собеседница.
Дом дал трещину на крыше. Зазор постепенно разрастался, но катастрофической ситуация стала в последние полгода. За эти месяцы, рассказывает ростовчанка, широкая трещина дошла от четвертого этажа до первого. Такое резкое ухудшение жильцы связывают со стройкой с одной стороны и аварийным домом, который опирается всей своей массой на здание, с другой.
«Этот дом разрушился, я три раза писала в администрацию, что нас беспокоит, что трещина большая. Мне письменно отвечали: все под контролем. Вот он, этот контроль», - Лидия Кирилловна делает жест в сторону груды кирпича за красной лентой.
Недалеко от ограждения лицом к зданию сидит представитель МЧС. Пользуясь моментом, с кофром от его оборудования играет пушистый кот. Спасатель сосредоточен на мониторе и рации: идет обследование конструкций. Результаты это работы, надеются жильцы, поставят точку в их многолетнем споре с чиновниками по поводу аварийности дома.
В мэрии Ростова рассказали, что после ЧП в доме поставили маяки для наблюдения за трещинами. В здании, заверяют чиновники, установлен круглосуточный контроль. Судьбу жильцов определят после исследования дома комплексом «Струна-П», который определяет устойчивость строений.