«Хотите, как в Москве – платите, как в Москве»: перевозчики рассказали, как решить проблему с недостатком водителей в Ростове
Ситуация с водителями автобусов в Ростове остается очень напряженной: сейчас штаты АТП укомплектованы только на 55%. Власти надеются разрешить проблему льготами и бонусами, перевозчики уверены, что избавиться от нее можно только повысив тарифы.
17 марта директор дептранса Ростова Христофор Ермашов и гендиректор «Ростовпассажиртранс» Андрей Быков встретились с журналистами и рассказали о проблемах отрасли.
Главной из них по-прежнему остается ставший почти хроническим дефицит водителей. Сегодня он достигает 45% в целом по отрасли. При этом на линии выходит около трех четвертых имеющегося транспорта. Удерживать хотя бы такие показатели удается за счет «оптимизации графиков» - в этом плане, водителям приходится не сильно легче, чем врачам.
Власти о проблеме знают и ее решение видят в активном привлечении новых сотрудников за счет льгот и бонусов:
- Мы на базе «Ростовской транспортной компании» открыли учебно-курсовой комбинат. Набрано 5 групп, одна уже выпустилась. Там создаются хорошие социальные условия и для обучения, и для трудоустройства. Мы так же работаем с центром занятости, сейчас набрано 22 человека на обучение категории Д, - рассказал директор ростовского дептранса.
В транспортные компании активно приглашают иногородних специалистов, обучают их, предоставляют жилье, и даже компенсируют проживание в более дорогом Ростове. Тем не менее, в муниципальных предприятиях подавляющие большинство – местные.
Хотя некоторые усматривают причину дефицита водителей в переходе на безналичную оплату и постепенному исчезновению наличных денег, это опровергают как в дептрансе, так и в самом АТП. Директор «Ростовпассажиртранса» Андрей Быков пояснил, что водителям доплачивают за транзакции по транспортным картам и регистрацию пассажиров-льготников.
Корень же проблемы кроется в другом, считает Христофор Ермашов:
"Сейчас активно развиваются грузоперевозки и такси, где график работы другой, а оплата гораздо выше. И водитель, как и любой человек, выбирает более оплачиваемую работу. Здесь проблема в том, что система перевозок находится в системе государственного регулирования тарифов, поскольку учитывается платежеспособность населения и это, естественно, тормозит развитие общественного транспорта с точки зрения обеспеченности водительским составом".
Средняя зарплата водителя автобуса в «Ростовпассажиртрансе» - в районе 41 тысячи рублей. Конечно, есть и те, кто зарабатывает около 70, но это, как пояснил гендиректор АТП, очень напряженно работающие водители, те, кто не допускает ДТП по их вине никоим образом не нарушает трудовой распорядок, водители 1 класса. Их немало, но все-таки не большинство.
В частных АТП ситуация схожа, просто там часть сотрудников получает «серую» зарплату каждый день наличными. Однако итоговые цифры различаются на несколько тысяч рублей, рассказывает Андрей Быков.
Чтобы навсегда решить проблему с дефицитом водителей, нужно увеличить оплату проезда – причем, очень ощутимо, считают представители отрасли:
- Вот смотрите, ради интереса: в Москве проезд 50 рублей - у нас 23. Топливо стоит одинаково, запчасти стоят одинаково. И вот как мы можем развиваться одинаково?
Власти, однако, такой выход из положения пока не рассматривают. В ближайшее время цена на проезд должна остаться прежней, а значит вся надежда на льготные предложения для новых водителей и "молодую кровь", которая сейчас заканчивает учебно-курсовой комбинат.