Профессор ЮФУ предложил оптимальный вариант сохранения мозаик в переходах Ростова
Фото: Мозаики Ростова // кадр 1rnd.ru
Как провести ремонт гидроизоляции в подземных пешеходных переходах Ростова-на-Дону так, чтобы не уничтожить знаменитые мозаичные панно, рассказал профессор Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета.
Подрядчик, напомним, ООО СНПРУ «Реставрация», предложил проект ремонтных работ, но не получил одобрения со стороны Комитета по охране объектов культурного наследия правительства Ростовской области. Против восстали и общественники.
Ремонт в таком виде предполагал демонтаж сюжетных керамических картин.
Профессор кафедры истории архитектуры, искусства и архитектурной реставрации ААИ ЮФУ Сергей Алексеев сказал, что достопримечательность, которую принято называть «мозаикой ростовских переходов» не является мозаикой в строгом смысле этого слова.
Материалом для панно в переходах Ростова стала обыкновенная облицовочная плитка чешского производства.
«Автором проекта и бригадиром облицовки переходов выступил Юрий Лабинцев, человек со строительным, а не с художественным или архитектурным образованием, и руководствовался он в своей работе прежде всего любовью к городу и его жителям. Строго говоря, эти мозаичные панно не обладают большой художественной ценностью. Но их культурная и историческая ценность просто колоссальна! Ростовчане мгновенно полюбили эту яркую черту в облике своего города, потому что подземный переход — последнее место, где ты ожидаешь увидеть подобную картину. Другие, даже более профессиональные, мозаики из настоящей смальты на фасадах зданий никогда не привлекали столько общественного внимания, а керамические сюжеты об истории России, о жизни Дона, о детстве и молодости запали ростовчанам глубоко в душу, и теперь первое, что мы показываем своим иногородним друзьям — это подземные переходы», — напоминает Сергей Алексеев.
С плиткой проводили целый ряд манипуляций — красили, обжигали и вырезали.
Каждый «пазл» керамических картин производился индивидуально, и сейчас сделать точно такой же нет никакой технологической возможности.
«Благо, мозаичные панно прекрасно сохранились, и сами по себе не нуждаются в реставрации. В реконструкции нуждаются сами подземные переходы, в которых мозаики расположены, поэтому сейчас ростовские архитекторы и реставраторы настаивают на том, чтобы мозаика не пострадала в ходе ремонта. Конечно, строителям было бы удобнее отбить от стены все панно целиком и посмотреть, что за ними, в каком состоянии стены, но в этом случае вся керамика перебьется и не будет подлежать восстановлению. Единственный метод, который остается, — это разбирать картины по одной плитке в тех местах, где это действительно необходимо, а потом собирать обратно», — настаивает Сергей Алексеев.
Профессор ЮФУ добавил, что уничтожение мозаичных панно не только было бы большой потерей для ростовчан, но и скорее всего неразумным ходом в ремонте переходов, поскольку главная проблема сегодня заключается в гидроизоляции стен этих переходов.