«Общение в группе - это глоток свежего воздуха». Как ребята с особенностями развития из «Надежды» учатся быть взрослыми
Фото: «Общение в группе - это глоток свежего воздуха». Как ребята с особенностями развития из ростовской «Надежды» учатся быть взрослыми, фото - 1rnd
Выбор будущей профессии, разговоры о личном и развитие навыков коммуникации. В группе общения подростки и молодые люди с инвалидностью из ростовской организации инвалидов «Надежда» учатся быть самостоятельными и ответственными. На одном из занятий группы побывал корреспондент 1rnd.
В начале февраля в ростовской «Надежде» появились дополнительные группы общения, для уже трудоустроенных ребят и тех, кто только собирается получить первую запись в трудовой книжке. Формат общения, где подростки с особенностями развития могут развивать коммуникационные навыки, и делиться личными переживаниями был внедрен на нескольких видах занятий, проведение которых стало возможным благодаря поддержке Фонда президентских грантов и Благотворительного фонда "Абсолют-помощь" в рамках проекта «#ДобраяСреда
«Главными инициаторами таких встреч стали сами ребята. С сентября прошлого года группа была одна и ее посещали всего 8 ребят. В большей степени это был формат клуба по интересам.Сейчас в занятиях принимают участие больше двадцати подопечных. Особое внимание наша команда уделяет ребятам с расстройствами аутистического спектра. Здесь они обретают новых друзей, рассуждают на самые разные темы: от обсуждения мультиков и фильмов до будущих жизненных планов и выбора профессии», - рассказывает руководитель Центра развития «Надежда» Виолетта Власкина.
Помощь в группе общения может быть разной. Кому-то нужно развить коммуникативные навыки и научиться общаться между собой, другим важно высказаться и поделиться чем-то сокровенным и глубоко личным. Как правило, многим ребятам сложно наладить контакт даже со своими родными и грамотно выстраивать с ними диалоги.
«Мы здесь одна большая семья и для меня общение в группе как глоток свежего воздуха. Со своими близкими даже так не получается поговорить, обычно дома использую какие-то дежурные фразы, но сейчас я уже не так замыкаюсь, как раньше. Ещё, ценно, что на занятиях мы получаем практические советы. Нас учат как правильно обращаться с деньгами, как приготовить еду на плите или провести уборку в доме», - рассказала подопечная «Надежды» Даша Чапчахова.
Ребята с аутизмом учатся взаимодействовать в коллективе. Для многих детей с ментальными нарушениями бывает сложно самостоятельно обратиться к сидящему напротив человеку, назвать его по имени, задать вопрос или попытаться не перебивать собеседника. Занятия проходят под чутким руководством профессионального психолога. Главная задача специалиста - найти подход к каждому, выстроить общение с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. По словам психолога и наставника подопечных «Надежды» Анастасии Крутовой, эти ребята открыты, чувствительны и по - особенному считывают реакции других людей.
«Общение в круге удобный и эффективный формат для диалогов. Он помогает стать ребятам увереннее. Они смотрят собеседнику в глаза и, конечно, чувствуют поддержку. На занятиях мы обсуждаем самые разные темы, которые касаются профессий, увлечений, творчества, навыков в быту. Я запомнила глубокий вопрос одной из подопечных на тему отцов и детей. Девушка спросила, когда человека можно считать взрослым, в какой конкретно момент это происходит. В итоге в обсуждение включились все и каждый поделился своим мнением», - говорит психолог.
Пожалуй, главная особенность и эффективность таких групповых встреч в элементе непредсказуемости. В диалогах с родными и знакомыми со временем происходит привыкание и возникают определенные стереотипы. Общение в группе, где каждый может задать свой вопрос и изменить тему, как раз работает на развитие свободной и уверенной коммуникации.
Проект реализован при поддержке Фонда президентских грантов и Благотворительного фонда «Абсолют-помощь».